Химические составы для травления РСВ

Тема в разделе "Техника и технология", создана пользователем Buba_Chkhadze, 17 сен 2014.

  1. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
    Сегодня попробовал вытравить плату старым способом при помощи медного купороса.
    После вчерашних обсуждений в чате UL7AAjr предложил рецепт http://datagor.ru/practice/diy-tech/551-skorostnoe-travlenie-pechatnojj-platy-v-mednom.html
    Сильно точно пропорции не измерял, насыпал на глаз примерно 1:4, т.е. одна часть купороса
    и четыре части поваренной соли
    P1010002.JPG

    залил кипятком и помешал, посуду надо брать другую, пластиковая бутылка плавится
    от кипятка
    P1010003.JPG

    вылил все это в корыто и добавил еще кипятка, воды в общей сложности ушло
    чуть больше литра
    P1010005.JPG

    Кинул плату и стал ждать пошатывая корыто
    P1010007.JPG

    через десять минут
    P1010008.JPG

    через сорок минут
    P1010011.JPG

    через час
    P1010012.JPG

    В конце не выдержал начал помогать щеткой, чтобы ускорить процесс, но несмотря на мягкий
    ворс тонер начал смываться, а краска держалась нормально.
    Вот что получилось
    P1010015.JPG

    В общем где не было краски получилось в мелкую дырочку, надо было красить всё.
    Слишком длительный процесс оказался, хотя в статье написано травит за пять минут,
    может там чудо мешалка у них помогла, но я тоже корыто пошатывал постоянно и не
    отходил даже. Способ конечно рабочий, но длительный, может пригодится если под
    рукой нет других химикатов или как в моем случае, чтобы не портить азотную кислоту.
    UL7AAjr, koteika и radioengineer нравится это.
  2. UL7AAjr

    UL7AAjr В доску свой

    Сообщения:
    1.915
    Симпатии:
    318
    Род занятий:
    инженер-программист
    Адрес:
    Алма-Ата
    Вова, да нормально же получилось. Долго - согласен, может подогревать надо было. Зато реально подручные средства.
  3. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
    Как подогревать пластмассовое корыто ? ;)
  4. UL7AAjr

    UL7AAjr В доску свой

    Сообщения:
    1.915
    Симпатии:
    318
    Род занятий:
    инженер-программист
    Адрес:
    Алма-Ата
    Феном дуть на раствор:)
  5. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
    Это ж какой фен надо, чтобы столько воды нагреть
  6. UL7AAjr

    UL7AAjr В доску свой

    Сообщения:
    1.915
    Симпатии:
    318
    Род занятий:
    инженер-программист
    Адрес:
    Алма-Ата
    Я монтажным феном добавляю температуру. Очень даже быстро подогревает. Только аккуратно надо, чтобы края емкости не расплавились.
  7. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
    Вот вот, аккуратно надо.
    Позже выложу фотки травления в азотной кислоте
  8. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
    Сегодня, как и обещал, будем травить в азотной кислоте.
    Для этого нужно:
    корыто, пинцет из медицинских запасников, кисточка с мягким ворсом, вода, азотная кислота
    (скорее всего раствор) , и сама платка
    P1010006.JPG

    вода
    P1010008.JPG

    кислота
    P1010005.JPG

    плата
    P1010002.JPG

    наливаем кислоту в корыто
    P1010010.JPG

    кидаем плату
    P1010011.JPG
  9. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
    Реакция начинается сразу, это видно по пузырям на поверхности меди
    P1010011.JPG

    P1010013.JPG

    пузырьки надо нежно, чтобы не повредить тонер, смахивать кисточкой,
    если этого не сделать то они могут поднять тонер и кислота попадет под
    краску .
    Прошло примерно две с половиной минуты
    P1010014.JPG

    Прошло пять минут и плата готова, ее необходимо сразу же вытащить и кинуть в воду, чтобы
    нейтрализовать кислоту оставшуюся на плате
    P1010015.JPG

    плата готова, в конце травления немного облез тонер, но это не страшно т.к.
    дороги не успело разъесть
    P1010017.JPG

    смываем тонер и получаем изделие
    P1010020.JPG

    Быстро и красиво, за это и люблю травить в кислоте.


    Кислота ядовита, будьте осторожны при работе с кислотой.
    Работайте в перчатках, в хорошо проветриваемых помещениях, а лучше
    на улице, т.к. во время реакции выделяется ядовитый газ.
    После работы инструменты следует вымыть проточной водой.
    Последнее редактирование: 18 сен 2014
  10. UL7AAjr

    UL7AAjr В доску свой

    Сообщения:
    1.915
    Симпатии:
    318
    Род занятий:
    инженер-программист
    Адрес:
    Алма-Ата
    Вова, а дорожки с торцов не подтравливаются? Уж больно резво процесс идет.
  11. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
    Видишь же нормально.
    Правда я тоньше чем 0.5 никогда не делал, на этой плате дороги 0.8
  12. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
    Я вот хлорным железом никогда не травил, (один раз в армии, но раствор готовил не я )
    Может кто нибудь сделает репортаж ? :)
  13. UL7AAjr

    UL7AAjr В доску свой

    Сообщения:
    1.915
    Симпатии:
    318
    Род занятий:
    инженер-программист
    Адрес:
    Алма-Ата
    Ну да, вроде нормально. Промежутки хорошо протравились. Если дороги 0.8, то промежутки кое-где ~0.15.

    Завтра постараюсь по хлорке сделать. Как раз травить надо.
  14. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
    На этой плате мини USB стоит, там нормально протравилось и между дорог тоже,
    на фотке где плата в воде как раз его видно, еще и на просвет
  15. UL7AAjr

    UL7AAjr В доску свой

    Сообщения:
    1.915
    Симпатии:
    318
    Род занятий:
    инженер-программист
    Адрес:
    Алма-Ата
  16. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
    Там и азотная кислота есть, и кюветы из непрозрачного кварца
  17. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
  18. UL7AAjr

    UL7AAjr В доску свой

    Сообщения:
    1.915
    Симпатии:
    318
    Род занятий:
    инженер-программист
    Адрес:
    Алма-Ата
    Теперь сессия по хлорному железу. Железо (III) хлорид б-вод. Выглядит как светло-желтый порошок, иногда комьями. Для травления использовал одноразовую посуду, чайник с теплой (не горячей) водой, кисточку и лупу для контроля качества.

    001.jpg
    Печатка небольшая, железа насыпал с запасом. Залил теплой водой, примерно 1 см, но перестарался, налил больше. Комья не в коем случае не толочь! Обязательно брызнут и одежде каюк. Они сами растворятся если раствор перемешивать.
    002.jpg
    Печатку положил в раствор медью вверх и каждые пару минут проходил кисточкой для снятия отходов травления. Можно покачивать корыто, но лень было. Через 15 минут результат травления уже виден.
    003.jpg
    Еще пять минут, и выглядит готовым. Промыл в проточной воде. С виду все в порядке.
    004.jpg
    На пару минут в растворитель фоторезистом вниз (наливаю совсем чуть-чуть, только чтоб фоторезист смачивался). И обнаруживаю, что пару минут не додержал:)
    005.jpg
    В принципе и так пойдет.
    Buba_Chkhadze нравится это.
  19. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.534
    Симпатии:
    377
    Адрес:
    Талгар
    Вот все таки с фоторезистом платки получше получаются.
    Не понятны пропорции железа и воды
    Я так понял раствор одноразовый?
    А сколько стоит такая упаковка железа?
  20. UL7AAjr

    UL7AAjr В доску свой

    Сообщения:
    1.915
    Симпатии:
    318
    Род занятий:
    инженер-программист
    Адрес:
    Алма-Ата
    Раствор не одноразовый, можно сделать погуще и травить пока не позеленеет. Железо 1 Кг ~ 1000 Тг хватит очень на много. Поэтому проще каждый раз новый делать, чем помойку разводить. Легко запачкаться, не отмывается одежда.

    Пропорцию делаю "на глазок". Там вот сколько у меня насыпано - примерно 100..150 г воды. Я крепкий раствор не делаю, уже к такому привык. А со временем руку набил по размеру платки определять кол-во железа.

    А с фоторезистом конечно лучше. Я как на него перешел, так время и результат всегда предсказуемы стали.

Поделиться этой страницей