1. В сообществе нашего форума Вконтакте создан раздел по продаже электронных компонентов.
    Каждый может продать в нем свои залежавшиеся детали. Подробности здесь.

Разряжалка автомобильных АКБ

Тема в разделе "Автомобильная электроника", создана пользователем .ctor, 22 ноя 2015.

  1. .ctor

    .ctor В доску свой

    Сообщения:
    715
    Симпатии:
    202
    Род занятий:
    парогенератор
    Адрес:
    Алматы
    Понадобилось чем-то разряжать аккумуляторы в процессе тренировки. Вариантов немного.
    1. Лампочки
    2. Распиленная УПС-ка
    3. Электронная нагрузка, с которой я еще не успел до конца подружиться.

    Лампочки-не вариант, можно смело промахнуться со временем и высадить батарею ниже нужного уровня, что негативно сказывается на последней.

    Взял упс-ку, подключил к батарее и нагрузил выход лампой накаливания. Таким макаром я процел пару циклов - надоело. Упс-ка большая, требует охлаждения, т.к. трансформатор внутри не расчитан на длительную работу и отрубается упс-ка на напряжении 11.2В, что маловато..

    Решил по-быстрому собрать из дешевых элементов автоматическую нагрузку..
    1. Должна занимать минимум места.
    2. Устройство по принципу прицепил - ушел на работу - пришел домой и все готово.

    после 3-й попытки родилась такая вот схема:
    [​IMG]

    В качестве операционника выбран дешевый LM358.

    R3-ZD1 - опорное напряжение
    U2 - усилитель тока - нужен для усиления напряжения с токоизмерительного шунта. Не хотелось дополнительно охлаждать токоизмерительные резисторы.
    U1B - стабилизация по току, RV2 задает значение. По текущим номиналам 10А.
    U1A - не позволяет разрядить АКБ ниже определенного значения (задается RV1, выставил 10.9В) При достижении порогового напряжения, устройство переходит в режим стабилизации по напряжению, плавна понижая ток разряда АКБ.

    В качестве нагрузки использовал 4 полевых транзистора IRFZ48N на радиаторе от процессора с активным охлаждением. Сначала стояло 2 штуки, но как оказалось они не очень хорошо отдают тепло, решил увеличить количество до 4-х. Отполировал посадочные места и радиатор мелкой нождачкой. Стало лучше.
    timsoon нравится это.
     
  2. .ctor

    .ctor В доску свой

    Сообщения:
    715
    Симпатии:
    202
    Род занятий:
    парогенератор
    Адрес:
    Алматы
    Печатная плата получилась небольших размеров, 40х40мм
    [​IMG]
    --- Сообщения объединены, 22 ноя 2015 ---
    Для корпуса у меня ничего подходящего не нашлось, поэтому решил собрать из хлама, благо в свое время натащил с работы списанные системные блоки))
    Корпус полностью изготовлен из верхней панели системного блока. Из инструментов у меня 2 молотка, плоскогубцы, напильник, дрель и ножницы по металлу. Есть еще маленькие тисочки, но они особо мне не пригодились. Жаль не было уголков, так бы можно было сделать аккуратней. Ехать за ними на базар не было никакого желания. Вообщем не пинайте)

    1. отрезал пластину, разметил, прикинул и предварительно рассверлил.
    [​IMG]
    2. Кое-как выгнул, придал форму и расклепал. Очень пожалел об отсутствии под рукой нормальных тисков и наковальни.
    Выстукивать 2-мя молотками такую конструкцию то еще удовольствие..
    [​IMG]
    3. переделал нагрузочный блок, добавив еще 2 мосфета. Было так:
    [​IMG]
    стало так:
    [​IMG]
    [​IMG]
    Последнее редактирование: 10 авг 2016
    UL7AAjr нравится это.
  3. UL7AAjr

    UL7AAjr В доску свой

    Сообщения:
    1.848
    Симпатии:
    313
    Род занятий:
    инженер-программист
    Адрес:
    Алма-Ата
    отлично!
    timsoon нравится это.
  4. .ctor

    .ctor В доску свой

    Сообщения:
    715
    Симпатии:
    202
    Род занятий:
    парогенератор
    Адрес:
    Алматы
    4. тут я навешал соплей на транзисторы (провода плохо гнутся, паять не удобно да и что-то у меня в последнее время с паяльником - плохо греть стал). Собрал все внутри корпуса. Защита от дурака-простая. автомобильное реле и диод, при нужной полярности, реле щелкает, подавая + на плату.
    [​IMG]
    5. Вентилятор с радиатором на грани смерти, вентилятор смазал, но как оказалось погнут вал немного и вентилятор дает вибрацию. Трогать не стал. Скрутил все бальшушими строительными шурупами и остался доволен. Правда за шурупами пришлось топать на базар, заодно купил детям печенье))
    [​IMG]
    6. Нижняя крышка сделана из того-же материала. На данный момент просто одевается, погоняю пару дней, может вскрывать придется. Потом окончательно расклепаю к основному корпусу и приделаю резиновые ножки)
    [​IMG]
    --- Сообщения объединены, 22 ноя 2015 ---
    еще купил 2 аккумуляторных крокодила - самое дорогое в этой железке))
    --- Сообщения объединены, 22 ноя 2015 ---
    иээх.. хочу 3Д принтер под такие дела..
    --- Сообщения объединены, 22 ноя 2015 ---
    с 4мя транзисторами ребра радиатора стали заметно теплее при том же токе нагрузки. корпуса транзистора стали холоднее, можно спокойо держаться руками.
    aman, DenisD и Buba_Chkhadze нравится это.
  5. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.313
    Симпатии:
    350
    Адрес:
    Талгар
    ну вот теперь есть что пилить, долгими зимними вечерами.

    Маладэс ну :)
  6. UL7AAjr

    UL7AAjr В доску свой

    Сообщения:
    1.848
    Симпатии:
    313
    Род занятий:
    инженер-программист
    Адрес:
    Алма-Ата
    LT1787 у меня есть еще немного, если что:)
  7. .ctor

    .ctor В доску свой

    Сообщения:
    715
    Симпатии:
    202
    Род занятий:
    парогенератор
    Адрес:
    Алматы
    напомнило))
    [​IMG]
    monitorrr и DenisD нравится это.
  8. MetallEngineer

    MetallEngineer Живет здесь

    Сообщения:
    227
    Симпатии:
    15
    Род занятий:
    энергетика
    Адрес:
    Талгар
    Как то мучил АКБ от бесперебойника. На вид он был вполне приличный, не высохший. В общем было в нем ~10% емкости (его пред история мне неизвестна). Применял разные алгоритмы заряда - разряда, всеми правдами неправдами удалось поднять емкость где то до 20-25% - дальше не в какую . Очень долгая песня получилась, реально проще было купить новый АКБ за 2000 тенге, тем более что в результате УПС ка все равно работала мало. Я все к чему это пишу, есть смысл проводить профилактические работы с хорошими АКБ не менее 70-80% емкости. Мысля еще построить устройство которое при покупке АКБ хотя бы примерно определяло его емкость, а то реально некоторые АКБ даже половины емкости не вытягивают(может та батарейка с завода выдавала 25%?).
  9. .ctor

    .ctor В доску свой

    Сообщения:
    715
    Симпатии:
    202
    Род занятий:
    парогенератор
    Адрес:
    Алматы
    А если АКБ автомобильный?
  10. _VN_

    _VN_ В доску свой

    Сообщения:
    486
    Симпатии:
    64
    Род занятий:
    Инженер
    Адрес:
    Алматы
    При покупке АКБ желательно провести полный цикл разряд-заряд каждой банки. Если будет разработано такое устройство, то желающих протестировать и заодно отформовать пластины аккумулятора электрохимическим способом будет более чем достаточно. Особенно при наличии антирекламы по части вседозволенности производителей АКБ. Любой дальнобойщик и просто грамотный шофёр заплатит за гарантию работоспособности его аккумулятора. Единственно, что испортит кайф поставщику таких гарантий, это необходимость регулировки кислотности таких аккумуляторов в процессе тренировки.
  11. MetallEngineer

    MetallEngineer Живет здесь

    Сообщения:
    227
    Симпатии:
    15
    Род занятий:
    энергетика
    Адрес:
    Талгар
    Так разница какая, химия та же, единственное можно с электролитом поколдавать, я как то через год эксплуатации электролит полностью менял, чуток помогает. По поводу цикла зарядки разрядки, поставщик АКБ скорее всего пошлет подальше, а то что гарантия, у меня на машине стоит 3 год АКБ по паспорту(автомобиля) - 65А как положено, реально тестировал вышло 35А до напряжения 10,5В нагрузкой в 5А. Тем не менее машина спокойно заводиться в 20 градусный мороз, так что гарантия на 1 год ничего не даст, накроется он гораздо позже, тут еще от автомобиля зависит и условий эксплуатации, можно купить хороший АКБ и за один раз ушатать глубоким разрядом и последующим зарядом через неделю. В процессе моих попыток восстанавливать АКБ, сложилось впечатление что есть еще и зависимость от физических размеров АКБ, так сказать геометрия, внутренняя конструкция. Может есть связь с резонансом. Устройство зарядки должно в первую очередь тестировать АКБ, после этого выбирать алгоритм разрядки-зарядки. Например 65А АКБ в моей машине нельзя заряжать соответствующим током, а рассчитывать алгоритм на 35А АКБ, после некоторого восстановления скажем до 45А, уже заряжать для 45А.
  12. _VN_

    _VN_ В доску свой

    Сообщения:
    486
    Симпатии:
    64
    Род занятий:
    Инженер
    Адрес:
    Алматы
    С сказанными ранее процессами практически познакомился в армии и уже на гражданке помучился с АКБ советского производства. Есть в наличии книжка по исследованиям в НИИ по этому разделу. Закончилось это устройством для постоянной подзарядки ассиметричным (1 к 3) соотношением импульсного тока разряда к импульсу тока заряда. Простейшая схема, состоящая из параллельно включенных резистора и диода. Номинал резистора обеспечивал ток разряда, а открытый диод подзаряжал аккумулятор. Малый ток в такой схеме можно обеспечить от солнечной батареи и электронного генератора переменного тока необязательно синусоидальной формы.
    Аккумулятор, по моему разумению, выходит из строя чаще всего из-за токов саморазряда между циклами пуска двигателя и из-за грубого заряда от генератора постоянным током. Возможно, такая схема в разы увеличит срок службы АКБ.
  13. MetallEngineer

    MetallEngineer Живет здесь

    Сообщения:
    227
    Симпатии:
    15
    Род занятий:
    энергетика
    Адрес:
    Талгар
    Кстати в автомобиле можно довольно просто решить проблему зарядки большим током, диод(потребление)+сопротивление(зарядка). По моему частота заряд разряд в 50Гц слишком много для АКБ.
  14. _VN_

    _VN_ В доску свой

    Сообщения:
    486
    Симпатии:
    64
    Род занятий:
    Инженер
    Адрес:
    Алматы
    Удобно для стационарной схемы при наличии сети 220 Вольт. Это же рекомендовано по результатам работы НИИ. Они проверяли такую схему, вероятно, для серьёзного заказчика. Я ездил на старых БУ аккумуляторах и разницы в работе не обнаружил. Ток заряда в указанной технологии должен быть как можно меньше. Чем меньше ток заряда и импульсного тока разряда, соответственно, тем лучше проходит процесс регенерации пластин. Портит пластины именно большой ток по нескольким причинам.
    В качестве резистора удобно использовать лампочку накаливания...
  15. .ctor

    .ctor В доску свой

    Сообщения:
    715
    Симпатии:
    202
    Род занятий:
    парогенератор
    Адрес:
    Алматы
    На коротыше оказывается долгое время не работало реле заряда. Bтог: после пары месяцев простоя, аккумуляторы разрядились в ноль.
    Начал тренировку. Стояло два аккумулятора 90А старый (тренированный после глубокой сульфатации +полтора года жизни) и 75А новый
    В процессе тренировки обнаружилось замыкание в одной банке старого аккумулятора, пришлось выкинуть. Видимо старый потянул за собой новый, и тоже разрядил его. Пришлось покупать новые.

    Тренирую аккумуляторы, плотность в новом удалось довести до нормы, что радует. Сейчас на очереди другой, со второй машины. Ездил полтора года. Индикатор плотности электролита в аккумуляторе показывает погоду. Верить ему, как оказалось, нельзя.

    Девайс оказался очень полезным и удобным в эксплуатации, хорошая замена ламп накаливания в качестве разрядной нагрузки.
  16. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.313
    Симпатии:
    350
    Адрес:
    Талгар
    вай маладэс ну [​IMG]
  17. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.313
    Симпатии:
    350
    Адрес:
    Талгар
    .ctor, появился дисплей LCD заточенный под зарядку, могу подарить
  18. .ctor

    .ctor В доску свой

    Сообщения:
    715
    Симпатии:
    202
    Род занятий:
    парогенератор
    Адрес:
    Алматы
    привет. Что за дисплей? Сейчас со стройкой закончу, начну радиолюбительством заниматься. Запарился джамшутом прикидываться)
  19. Buba_Chkhadze

    Buba_Chkhadze Модератор Команда форума

    Сообщения:
    4.313
    Симпатии:
    350
    Адрес:
    Талгар
    снял с зарядки li-ion аккумов,

    IMAG0172.jpg

    IMAG0173.jpg
  20. .ctor

    .ctor В доску свой

    Сообщения:
    715
    Симпатии:
    202
    Род занятий:
    парогенератор
    Адрес:
    Алматы
    а как ей пользоваться?)))

Поделиться этой страницей